Существующее правосудие не предоставляет возможности жертве полностью восстановиться от последствий преступления. Понимание этих проблем обратило общество к поиску альтернатив уголовного преследования в части усиления внимания законодателя к правам, свободам и интересам гражданина, сочетанию в уголовно-процессуальной деятельности интересов личности, общества и государства при определенной роли публично-правовой основы уголовного судопроизводства. Одной из таких альтернатив стало восстановительное правосудие - новый подход к разрешению конфликтов, направленный на восстановление справедливости и сбалансирование потребностей пострадавшего, преступника и общества.
Концепция восстановительного правосудия основана на признании того, что преступление является нарушением в первую очередь интересов конкретного индивида (жертвы) и его социального окружения, а не государства как субъекта права.
Необходимо отметить, что восстановительное правосудие формировалось не в качестве специфического ответа на поведение лица, совершившего преступление, а как принципиальный взгляд на то, как вообще следует реагировать на преступление. В этом смысле категорию "восстановление" необходимо толковать не с формально-юридической (восстановления нарушенного абстрактного правопорядка и прав потерпевшего путем наказания лица, совершившего преступление), а с более широкой социальной точки зрения ("исцеления" потерпевшего, возмещение причиненного ему вреда, принятие лицом, совершившим преступление, ответственности за свои действия, а также восстановление нарушенных социальных отношений в рамках как отдельной общины, так и государства в целом).
основными положениями восстановительного правосудия являются:
1) преступление - это, во-первых, конфликт между индивидами, в результате которого вред причиняется пострадавшим, обществу и самим правонарушителям, и, во-вторых, - это нарушение закона;
2) важной целью уголовного процесса является примирение сторон, которое сопровождается возмещением вреда, причиненного преступлением;
3) уголовный процесс должен способствовать активному привлечению к нему потерпевших, правонарушителей и представителей сообщества.
Восстановительное правосудие является формой правосудия, основная цель которого - создание условий для примирения потерпевшего и правонарушителя, а также устранения последствий, вызванных преступлением. Данная цель достигается путем проведения встреч сторон для совместного решения вопроса, о последствиях совершенного и их влияния на будущее. Тем самым создаются условия для социальной реинтеграции правонарушителя, восстановления прав потерпевшего, уменьшения рецидивов и количества уголовных наказаний.
В основе восстановительного правосудия лежит система определенных ценностей и убеждений:
1) качество социальной среды является важнейшим аспектом социального поведения;
2) качество общественной жизни зависит главным образом от мотивации и обязательств всех, кто принимает в ней участие;
3) при наличии соответствующих условий большинство людей готовы и способны к обсуждению путей поиска конструктивных решений относительно конфликтных ситуаций, возникающих между ними;
4) преступление рассматривается в первую очередь как посягательство на качество общественной жизни, а не нарушение закона;
5) реагирование на такое посягательство направлено на сохранение или восстановление качества общественной жизни на уровне отдельного индивида, общества и общественного порядка в целом.
Нужно отметить, что восстановительное правосудие является новым подходом реагирования на преступление и его последствия, направленным на восстановление справедливости и сбалансирования потребностей пострадавшего, правонарушителя и общества в целом.
Медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
Под медиацией понимается не только комплекс мер, направленных на решение проблем ребенка-правонарушителя, это создание воспитательных условий нового типа, направленных на формирование механизмов ответственного поведения. В отличие от наказания, которое является для наказуемого претерпеванием страдания, заглаживание вреда актуализирует активную, деятельностную позицию подростка. А встреча с потерпевшим способствует осознанию последствий собственных действий.
Введение института медиации в уголовное судопроизводство требует проведения соответствующих законодательных и организационных мероприятий. Причем работа по законодательному закреплению правил проведения процедуры медиации, прав и обязанностей медиатора должна вестись параллельно с подготовкой профессиональных медиаторов. В частности, необходимо решить вопрос о конфиденциальности информации, получаемой медиатором в процессе ведения посреднической процедуры, установить сроки для примирительной процедуры и порядок дальнейшего движения дела в случае, если стороны в данный срок не достигнут соглашения о примирении и т.д. Необходимо установить законодательные ограничения и относительно содержания соглашения, с тем чтобы не ущемлялись конституционные права и свободы граждан, а само соглашение не напоминало по характеру кабальную сделку. Среди организационных мероприятий, в первую очередь, необходимо создать систему подготовки профессиональных медиаторов, а также соответствующий их реестр, ведение которого, очевидно, будет прерогативой Министерства юстиции Российской Федерации.
Программа восстановительного правосудия с участием несовершеннолетних предусматривает комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации.
Модели ювенальной юстиции и восстановительного правосудия предполагают активное использование в практике ювенальной юстиции альтернативных мер разрешения уголовно-правовых конфликтов с участием несовершеннолетних.
за 2013-2014 г.г. Мировыми судьями Ленинского района г.Оренбурга рассмотрены 2 дела в отношении несовершеннолетних, которые мировыми судьями прекращены на основании ст.25 УПК и ст.76 УК РФ (судебные участки №4, №8 Ленинского района г.Оренбурга), что составляет 40% от числа дел рассмотренных в отношении несовершеннолетних за данный период (5 дел). Сведений о количестве дел, которые прекращены по ст.25 УК РФ органами предварительного расследования /дознания нет.
Правосудие в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе. В рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринимать усилия для принятия комплекса законом, правил положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних
В действующее законодательство необходимо внести следующие изменения:
- необходимо изменение системы исполнения наказаний в России - создание службы пробации для сокращения численности тюремного населения, и, главное - предупреждения рецидива.
- изменения подходов в деятельности органов профилактики и уголовной юстиции, которые необходимы для проведения серьезной и разноплановой профилактической работы, необходимо избавиться от формализма в решении, как правило, неоднозначных, запутанных и деликатных проблем жизни несовершеннолетних.
- должна быть соответствующим образом изменена законодательная база профилактической деятельности, обеспечено гибкое применение законов, регламентирующих деятельность государственных органов в сфере профилактики преступности среди несовершеннолетних и в то же время максимальная прозрачность этой деятельности для широкой общественности и общественный контроль над ней. За органами профилактики и предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних должны быть закреплены соответствующие целям и задачам их деятельности полномочия и обязанности, а также должны быть предоставлены необходимые средства для применения действенных и эффективных профилактических мер.