В настоящее время потребительский рынок Российской Федерации достаточно интенсивно развивается, несмотря на всемирный экономический кризис.

С каждым годом объем потребительского рынка России увеличивается примерно на 10 - 13%. В настоящее время, по оценкам Росстата России, он составляет 290 млрд. долл. (230 млрд. долл. приходится на розничную торговлю, а 60 млрд. долл. - на бытовые услуги). Торговля - одна из тех областей сферы обслуживания, где получили распространение всевозможные негативные явления, включая преступления и административные правонарушения.

Потребительский рынок является очень важной сферой экономической деятельности. Здесь выявляются и устанавливаются общественно необходимые затраты труда на производство товара, осуществляется реализация конечной продукции, производимой в сфере производства. Это область, связывающая потребителя с продуктами и товарами, без наличия которых невозможно поддержание его жизнедеятельности и удовлетворение интересов. О значимости потребительского рынка свидетельствует тот факт, что его расширение традиционно рассматривается как показатель роста благосостояния населения.

Одной из серьезных проблем российского рынка является реализация некачественных товаров. Сегодня в свободной розничной торговле легко можно обнаружить не просто фальсифицированную продукцию или продукцию, не отвечающую сертификационным требованиям, но и прямо запрещенную к употреблению в силу ее опасности для жизни и здоровья человека. Сложность борьбы с проблемой недоброкачественных товаров усугубляется существованием реального спроса на них. В силу низкого материального достатка или других мотивов отечественный покупатель зачастую с охотой покупает заведомый брак, «второй сорт», а порой даже становится на защиту распространителей такой продукции, отказываясь от сотрудничества с правоохранительными и контролирующими органами.

Однако, в практике судов имеют место случаи необоснованных претензий покупателя к качеству товара, вызванный, наверняка, завышенными ожиданиями потребителя от функционала той продукции, которую он покупает, что называется «по-дешевке».

Накануне вступило в законную силу решение мирового судьи, которым истцу Шураевой Т. отказано в расторжении договора купли-продажи холодильника, возврате уплаченных денежных средств и компенсации морального вреда. Обращаясь с иском в суд, Тамара Шураева заявляла, что весной 2013 года в одном из магазинов по реализации бытовой техники она приобрела за наличный расчет холодильник марки «Орск». Радости от покупки не было предела. Ведь для сельского жителя покупка любой бытовой техники – дело затратное и оттого особенно значимое. Некоторое время Тамара пользовалась холодильником, не имея даже малейших нареканий. Однако, к концу лета она стала замечать, что продукты, которые она хранит в холодильнике, очень быстро портятся. Указанное обстоятельство ее насторожило и она обратилась к продавцу с требованием устранить неполадки в холодильнике, тем более гарантийный срок на него еще не истек. В магазине холодильник осмотрели и приняли для осмотра. Спустя некоторое время в доме Тамары раздался телефонный звонок. Это был сотрудник магазина, в котором Тамара приобрела холодильник. Он сообщил, что бытовая техника исправна и та сможет забрать его в любое удобное время. При получении холодильника, сотрудник магазина пояснил, что в сервисном центре была осуществлена лишь заправка фреона, а в целом он по-прежнему исправен. Однако, через некоторое время неприятности с холодильником начали повторяться. Тамара неоднократно обращалась к продавцу с требованием заменить холодильник либо вернуть ей деньги, но в ответ получала лишь отказ и разъяснения о том, что холодильник марки «Орск» по своим технически характеристикам достаточно сильно уступает своим импортным «собратьям». Не согласившись с таким поворотом дела, Шураева Тамара обратилась в суд с иском, категорически утверждая, что холодильник не исправен и чтобы доказать это, она просила суд назначить судебную экспертизу по делу, проведение которой поручить избранному ей учреждению. Судом просьба истца была удовлетворена. Каково же было удивление Тамары, когда результаты экспертизы поступили в суд. Оказалось, что холодильник исправен и претензии истца к его качеству и работе безосновательны. Никакими другими доказательствами Тамара некачественность приобретенного товара доказать не смогла, в связи с чем судом принято решение об отказе истцу в удовлетворении требований. Более того, судом постановлено взыскать в Шураевой Т. расходы на производство экспертизы, которые в связи с рассмотрением дела в суде понес ответчик.

Выходя из зала судебного разбирательства, Тамара утверждала, что не остановиться на этом и будет жаловаться «везде и всюду», чтобы защитить свои права. Однако, решение вступило в силу в установленный Законом срок и сторонами так и не было обжаловано.

новость была опубликована 01 Апреля, 2014 11:17