КС РФ вынес сразу четыре отказных определения по жалобам на неконституционность ряда положений КАС РФ (в том числе
ч. 9 ст. 208Кодекса) о необходимости наличия у гражданина - административного истца (его представителя) высшего юридического образования при оспаривании нормативных правовых актов.
Отклоняя доводы заявителей о том, что указанные требования ограничивают конституционное право граждан на доступ к правосудию, КС РФ отметил следующее.
Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданами по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются федеральными законами.
Право граждан на оспаривание в судебном порядке нормативных правовых актов органов публичной власти и должностных лиц представляет собой дополнительную возможность защиты их прав с использованием судебного механизма. Это связано с тем, что граждане также вправе непосредственно обратиться в КС РФ с жалобой на нарушение их конституционных прав законом, примененным в конкретном деле судами.
Поэтому определяя условия использования этого способа защиты прав, законодатель мог учитывать его специфику, состоящую как в предмете рассмотрения по таким делам (преимущественно вопросы права, а не факта), так и в том, что по своей природе обжалование гражданином нормативного правового акта затрагивает правовые интересы всех лиц, которые попадают в сферу регулирования этого акта.
Соответственно введение
требованияк гражданам, участвующим в делах об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, автономной области, автономного округа, в Верховном Суде РФ, в случае отсутствия у них высшего юридического образования вести дело через представителя, имеющего такое образование, - учитывая гарантированное им право на доступ к суду при рассмотрении конкретных дел без соблюдения этого условия - не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
При этом КС РФ указал, что законодатель вправе внести в
КАСРФ соответствующие изменения и дополнения с целью оптимизации процедур, связанных с необходимостью устранения из правовой системы нормативных положений, противоречащих закону, посредством их судебного оспаривания.