Можно ли сказать, что компания удовлетворила требования потребителя добровольно, если она сделала это во время суда? Суды двух инстанций дали утвердительный ответ и освободили фирму от уплаты "потребительского" штрафа, но Верховный суд нашел основания для отмены их решений. Эксперты разошлись в оценке определения.

В октябре 2014 года владелец "фольксвагена" Дмитрий Чудов* попал в аварию и обратился в "Страховую группу МСК" за выплатой страхового возмещения по КАСКО. Компания провела трасологическое исследование, которое не нашло причинно-следственной связи между происшествием и повреждениями автомобиля. На этом основании страховщик отказал Чудову. 

Тогда автомобилист обратился в

Первомайский районный суд Краснодара

. Он решил взыскать со страховой компании ущерб в размере 51 633 руб., проценты – 709 руб., компенсацию морального вреда – 10 000 руб., "потребительский" штраф  31 171 рублей и судебные расходы - 24 000 руб. (дело №

2-1005/2015 (2-20230/2014;) ~ М-20424/2014

). 

Судебная экспертиза подтвердила доводы истца об обстоятельствах ДТП и снизила сумму ущерба до 46 385 рублей. Их ответчик перечислил на счет истца, когда ознакомился с экспертизой. Судья Виктория Глущенко решила, что компания выплатила сумму ущерба добровольно, и не стала взыскать с поставщика "потребительский" штраф. В итоге суд предписал выплатить Чудову 709 руб. процентов, 1000 руб. компенсации морального вреда и 10 000 руб. 

Краснодарский краевой суд

оставил решение первой инстанции без изменений. 

Ошибка нижестоящих судов

Чудов обжаловал акты нижестоящих инстанций в

Верховный суд

, где нашел понимание (№

18-КГ15-242

). 

ВС указал, что суды должны взыскивать с ответчика штраф, если решение выносится в пользу потребителя. Не имеет значения, заявлял истец такое требование суду или нет (п. 46 постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"). В пункте 47 Постановления говорится, что потребительский штраф не взыскивается в лишь в одном случае – если истец отказался от иска. 

Сам факт судебного спора, по мнению ВС, демонстрирует, что страховщик отказался добровольно удовлетворить требования потребителя. Если он сделал это уже во время судебного процесса – это не повод освободить от уплаты штрафа, а значит, его надо взыскать, решила судебная коллегия по гражданским делам ВС под председательством

Елены Гетман

. Чудов получит от страховщика 25 277 руб.

Штраф не могли не взыскать

Радик Лотфуллин, руководитель практики несостоятельности и банкротства "Некторов, Савельев и партнеры",

соглашается с позицией ВС, потому что такая санкция, как штраф, назначается законодателем в случае, когда не соблюдается добровольный порядок удовлетворения требований потребителя: "Штраф направлен на обеспечение досудебного урегулирования возникшего спора". 

Удовлетворяя требования истца в части компенсации морального вреда и процентов, суд признал нарушение страховщика – считает 

Анна Абраменко, ведущий юрист по имущественным спорам "Heads Consulting":

"Значит, требование о взыскании штрафа не могло остаться без удовлетворения".

И районный, и апелляционный суды признали факт нарушения прав страхователя, что автоматически подразумевает наложение штрафа согласно

п. 6 ст. 13

закона «О защите прав потребителей», полагает

Константин Мусман, президент московской коллегии адвокатов "Адвокат 911",

 и добавляет: «Такая мера должна применяться независимо от того, требовал ли этого сам истец».

Решения судов первой и апелляционной инстанции формально соответствуют букве закона, уверен

Дмитрий Шнайдман, партнер адвокатского бюро КИАП.

По его словам,

п. 6 ст. 13

закона «О защите прав потребителей» дает возможность взыскать штраф только в том случае, когда суд удовлетворил требования потребителей. Если страховщик добровольно исполнил свое обязательство до того, как суд вынес решение, то штраф взысканию не подлежит в силу прямого указания закона, уточняет Шнайдман. Отмену решений нижестоящих инстанций юрист объясняет следующим: "Верховный суд подтвердил неизменность своей жесткой позиции по отношению к нарушениям прав потребителей со стороны страховщиков".

http://pravo.ru/